Страницы

Для воспитателей



Консультация "Праздник в детском саду" Праздник в детском саду – это день, который отличается от других оформлением помещений, нарядной одеждой взрослых и детей, приглашением гостей, особым меню, сюрпризами и подарками. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: Главное – создать у ребенка радостное настроение, вызвать эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру (традиции праздников, их организация, правила приглашения гостей, гостевой этикет). Подготовка к празднику вызывает у детей интерес, на основе которого формируются их нравственные качества. Подготовка и сам праздник вызывают у детей радостное волнение, формируют художественный вкус, сплачивают всех участников. Главное, чтобы ребенок не был только созерцателем, наблюдателем и слушателем. Взрослые должны дать выход желанию детей участвовать в играх, танцах, инсценировках, принимать активное участие в оформлении зала, группы и других помещений детского сада. Это обеспечивает социализацию ребенка, его активную позицию и сохранение традиций и обычаев русского народа. ВИДЫ ПРАЗДНИКОВ В ДОУ: Выделены праздники, наиболее часто отмечающиеся в детском саду Народные и фольклорные: Святки, Коляда, Масленица, Сороки, Красная Горка, весенне-летние игрища и забавы, Осенины Государственно-гражданские: Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День Победы, День знаний, День города и др. Международные: День защиты детей, Международный женский день. День матери, (В России День матери стали отмечать сравнительно недавно. Установленный Указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина № 120 «О Дне матери» от 30 января 1998 года, он празднуется в последнее воскресенье ноября, воздавая должное материнскому труду и их бескорыстной жертве ради блага своих детей. С инициативой учреждения Дня матери выступил Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи. Текст Указа очень короток: «В целях повышения социальной значимости материнства постановляю: 1. Установить праздник — День матери и отмечать его в последнее воскресенье ноября. 2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.» Тематические «Веселая ярмарка», Вечера, посвященные творчеству композиторов, писателей, художников. ПРИНЦИПЫ, которые следует соблюдать при организации праздников, характерные для русской праздничной традиции: Душевное возвышение и просветление, единение людей, раскрытие их творческих сил, выражение коллективного строя жизни, состояние всеобщей гармонии. ПРОГРАММУ праздника составляют так, чтобы в нее можно было вносить изменения. Она обсуждается и утверждается на педсовете, где уточняются обязанности членов коллектива, выбирается ведущий, который посещает занятия, разучивает песни и танцы. Ведущий, муз.рук. и воспитатель вместе обдумывают размещение детей на празднике, последовательность их выступлений и сюрпризных моментов. Иногда подготовка к празднику сводится к бесконечным репетициям, что плохо сказывается на ходе праздника, а главное – отбивает у детей интерес к нему. Если ведется планомерная, последовательная работа, репетиции не нужны. Роль ВЕДУЩЕГО в процессе праздника велика. Именно он должен объединить детей и взрослых, создать хорошее настроение, а для этого он должен быстро реагировать на всё происходящее. Для этого очень важно, чтобы у ведущего была хорошая литературная речь, чтобы он был эмоциональным и находчивым, умел шутить , был искренним, веселым, естественным и жизнерадостным. Можно использовать старших детей в роли помощников ведущего. При ОФОРМЛЕНИИ помещения следует помнить об основных правилах: · оформление должно отвечать содержанию праздника, · быть художественным, т.е. развивать у детей художественно-эстетический вкус, · понятным для ребенка, · создавать у всех радостное настроение, · предвосхищать события, т.е. вызывать интерес к ним. При составлении СЦЕНАРИЯ праздника необходимо соблюдать основные правила: · Начало – яркое и торжественное. · Сюжет, в котором отражается основная идея праздника (детские выступления, инсценирование сказок, сюрпризные моменты, тгры, песни, танцы, чтение стихов и т.д.), должен развиваться так, чтобы эмоциональный подъем шел по возрастающей. · Запланировать вручение подарков, что углубляет эмоциональное состояние ребенка (раздавать быстро, но без суеты). · Заранее обдумать, где дети будут сидеть, где переодеваться, где будут располагаться праздничные атрибуты. Всё должно быть рассчитано так, чтобы праздник не задерживался по «техническим причинам». Длительность праздника обдумана. Длительность утомляет, перевозбуждает ребенка, что ведет к капризам, слезам. Для малышей праздники лучше проводить в утреннее время, длительностью в 25-30 минут; для детей средней группы – 30-40 минут, для старших дошкольников – до 50 минут. Для детей 5-6 лет можно проводить праздники и в первую половину дня, и во вторую. РЕПЕРТУАР должен соответствовать празднику, дети должные его хорошо знать и любить. От взрослых зависит, как преподнести эти выступления, умения обыграть каждый номер, внести сюрпризность. ЗВУКОЗАПИСИ нужно уделить особое внимание. Часто бывают низкого качества, что отрицательно влияет на формирование музыкального слуха. Темы праздников и их содержание определяются местными традициями и традициями учреждения, условиями и возможностями, педагогическими направлениями, основанными на программах, которые использует коллектив учреждения . Разумно проводить праздник один раз в квартал, а развлечения – один раз в неделю в каждой группе (физкультурный досуг, музыкально-литературные зрелища, театрализованные игры). ФОРМЫ проведения праздников могут быть разнообразны. Это музыкально-литературные концерты, комплексное, тематическое занятие, театрализованное действие. Эти формы могут использоваться на любом из праздников. Например, праздник «8 Марта» может быть приготовленным для мам в виде концерта, или театрализованного представления, в виде сказки-драматизации, или комплексного занятия с изготовлением подарков для мам и бабушек. Предварительно, на предыдущих занятиях, дети могут выполнить заготовки подарков, а на празднике их закончить и подарить гостям. На праздниках может быть создана творческая, естественная атмосфера с включением поисковых ситуаций, творческих заданий: сочинение песен и танцев для мамы и бабушки, совместная деятельность дошкольников и взрослых. Хорошо, когда форма организации праздников не повторяется, и дети каждый раз попадают в новую для них ситуацию. Это придает особую неожиданность празднику, наполняет его новыми положительными эмоциями. Главное, чтобы праздник сделал детей счастливыми, чтобы он был наполнен сюрпризами, встречами с новыми героями знакомых книг, радовал подарками, веселыми играми. Праздник должен нести детям радость, восторг. Большую радость детям на празднике доставляют выступления взрослых. Не допустимы натаскивание и муштра при подготовке к празднику! Логично, когда дети вводятся в праздничное действие естественно, с тем репертуаром, который накоплен к этому дню. Праздник не готовится для гостей, а устраивается для детей! Не надо бояться, что дети собьются в танце, вдруг неслаженно начнут петь или забудут слова... Должна быть такая обстановка, при которой ребята чувст­вуют себя спокойно и уверенно, доверяют взрослым, уверены в их поддерж­ке, чуткости и доброжелательности. Даже самый рабочий (учебно-развивающий) материал покажется новым и увлекательным, если его объединить сюжетно-игровой линией, неожидан­ной для детей, так как они столкнутся с ней (как предполагается) впервые. В праздничном представлении дети с радостью и интересом включаются в повтор знакомого материала. Причем он не обязательно должен быть тематическим (специально выученным к празднику). Это может быть материал, с помощью которого осуществляется решение конкретных задач, направленных на музыкальное развитие детей данного возраста на данном этапе. Взрослые, готовящие для детей праздничное действо, вовлекают в него малышей и родителей, используют знакомые игры, песни, танцы, стихи, или включают новые, которые вносят неожиданный интерес и веселье всех участников. Благодаря активности взрослых, и особенно родителей, которые могут спеть и потанцевать, прочитать сказку, стихотворение, принять участие в спектакле, происходит эмоциональный подъем, который несет детям счастье и радость. Даже такая форма, как концерт для мам и бабушек на 8 Марта, будет неожиданно украшен выступлениями воспитателей в роли ведущих или участием взрослых в сценках, подготовленных заранее без участия детей. Если ребенок после праздника, торопится поделиться своими впечатлениями с друзьями и родителями и еще много дней живет под впечатлением от него — вы достигли цели. Праздник состоялся! И как грустно бывает услышать от родителей, что их ребенок отказался идти в детский сад, потому что там сегодня праздник... Чего он испугался? Что у него не все получится так, как этого требуют строгие взрослые? Или ему надоело изо дня в день повторять одно и то же?! Важно, чтобы праздники приносили детям только радость, чтобы не было напряжения в ходе их подготовки. Пусть праздник станет для ребенка счастливым событием и останется в памяти надолго!

Консультация для воспитателей: "Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках"

Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема взаимодействия воспитателей и специалистов. А проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя – одна из самых важных: от ее решения зависит успешность процесса не только музыкального, но и общего эстетического развития дошкольников.
Нам, музыкальным руководителям, хотелось бы видеть заинтересованность воспитателей в процессе музыкального занятия. Когда ребенок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с еще большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и что бы ни происходило на занятии, ребенок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.
Как же проявляется заинтересованность воспитателя на музыкальном занятии? Прежде всего, воспитателю необходимо понять, что на музыкальном занятии он такой же участник, как и дети, а не надзиратель. Представьте, что вы ребенок, вам все интересно, и вы вместе с детьми весело поете песни, задорно танцуете, вдумчиво слушаете музыку… И делаете это не как повинность, а с душой, но не забываете, что идет педагогический процесс, который необходимо контролировать.
А теперь от эстетики перейдем к организационным вопросам, касающимся музыкального занятия. Для кого-то я приведу прописные истины, но в нашем коллективе много начинающих педагогов, которые еще не знакомы со спецификой музыкальных занятий.
Итак:
1.                     На музыкальном занятии дети должны быть нарядно одетыми, на ногах удобная обувь, девочки обязательно в юбочках.
2.                     Начиная со средней группы детей необходимо строить, чередуя мальчика и девочку.
3.                     На занятие приходить за две-три минуты до начала, чтобы построиться и настроить детей на занятие.
4.                     Во время занятия желательно не покидать зал, чтобы не пропустить какой-либо материал.
5.                     Выполнять вместе с детьми упражнения, движения танцев, дидактических и пальчиковых игр, петь песни, и т.д.
6.                     Следить за правильным выполнением детьми движений.
7.                     Перед занятием необходимо соблюдать музыкальную тишину: не включать магнитофон, так как у детей нарушается слуховое восприятие и сосредоточенность.
8.                     В свободной деятельности закреплять материал, полученный на занятии.
А сейчас пришло время поговорить о праздничных утренниках, которые регулярно проводятся в каждой возрастной группе. Это праздник Осени, Новый год, 8 Марта и выпускной бал в подготовительной к школе группе.
Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада: воспитатели, специалисты, кастелянша, повара, медицинские работники, администрация и т.д. Поэтому праздник – это общее дело! Но у каждого своя роль, свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов.
Итак:
1.                     На праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию, если костюмы не определены в сценарии праздника.
2.                     Перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, включить соответствующую музыку и т.д.
3.                     Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении.
4.                     При подготовке к празднику задействовать по возможности всех детей: постараться каждому найти какую-либо роль, стихотворение, и т.д.
5.                     Во время разучивания с детьми стихов, ролей контролировать правильное произношение, ударение в словах, соблюдение пунктуации.
6.                     На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям.
7.                     Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом.
8.                     Ведущей необходимо произносить текст эмоционально, громко, внятно, не боясь гостей, поддерживая доброжелательную обстановку на празднике.
9.                     Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними.
10.                По окончании праздника воспитателям нужно собрать всех детей и организованно выйти из зала (за исключением новогодних праздников, когда дети фотографируются с Дедом Морозом).
11.                Просьба к воспитателям – помогать украшать зал к праздникам и убирать после своего утренника все атрибуты (желательно на место).
И напоследок хотелось бы сказать, что праздник – это, прежде всего, показательное выступление наших детей и нас в том числе, поэтому относитесь, пожалуйста, к нему с большой ответственностью. И тогда все у нас получится!

05.06.2020

Роль и место музыки в быту детского сада Музыка в повседневной жизни детского сада часто звучит во время игр, на развлечениях и праздниках, прогулках и экскурсиях. Быт ребенка обеднеет, если исключить музыку. Это еще раз подтверждает большую силу ее воздействия на человека и возлагает особую ответственность на педагога, родителей за правильную постановку музыкального воспитания детей, организацию музыкальной среды для полноценного развития ребенка, становления его личности. Традиционно в детском саду принято выделять четыре формы организации музыкальной деятельности: музыкальные занятия, самостоятельная музыкальная деятельность детей, музыка в повседневной жизни и на праздниках. Аналогично формам организации, утвердившимся в школьной практике (урок, внеклассная и внешкольная работа), представляется более правомерным обозначить три формы: музыкальные занятия, музыка в повседневной жизни (быту) детского сада и музыка в семье. При таком подходе музыка в повседневной жизни (быту) детского сада объединяет в себе все формы музыкальной деятельности, которые реализуются вне занятий (игры, развлечения, праздники, утренняя гимнастика и т. д.). Если музыкальные занятия, как и занятия вообще, являются основной формой учебной деятельности в детском саду и воспитательно-образовательный процесс осуществляется путем прямого обучения, то в быту приоритетным становится косвенное руководство музыкального руководителя, воспитателя, родителей музыкальным воспитанием детей. Прямое обучение в повседневной жизни не исключается совсем, но оно должно быть ограничено. Любое музыкальное общение с ребенком следует строить на совместной деятельности, партнерстве, всячески поощряя его инициативу, что особенно важно при самостоятельных музыкальных проявлениях детей. Итак, форма организации музыкального воспитания в повседневной жизни детского сада предусматривает два вида руководства со стороны воспитателя, музыкального руководителя, родителей: прямое и косвенное. Во время игр, упражнений обучающего характера, прогулок музыка может звучать по желанию и детей, и взрослого. Но в развлечениях, праздниках, утренней гимнастике это происходит, как правило, по инициативе педагога; при этом он должен, конечно, учитывать возможности, интересы и пристрастия детей. О различных формах организации музыкального воспитания в быту детского сада под прямым руководством педагога речь пойдет ниже. Здесь же мы рассмотрим использование музыки в повседневной жизни детей по их собственной инициативе и дадим характеристику педагогических условий, стимулирующих эти самостоятельные проявления, которые (при их развернутом характере) называют самостоятельной музыкальной деятельностью. Возникновение самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду — один из показателей высокого уровня развития детей, характеризующегося определенными музыкальными умениями и навыками, способностью переносить разнообразные музыкальные действия в повседневную жизнь. Ребенок должен уметь применять накопленный музыкальный опыт, сформированные музыкальные умения и навыки в новых условиях, в самостоятельной музыкальной деятельности по своим интересам и желаниям. Опираясь на многолетние исследования лаборатории эстетического воспитания НИИ дошкольного воспитания, проведенные под руководством Н.А. Ветлугиной, можно сделать вывод, что самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников успешно развивается при правильной постановке музыкального воспитания и в детском саду, и в семье. В его организации рекомендуется придерживаться следующих положений: —обучение—средство музыкального воспитания, нацеленное на развитие личности ребенка, в частности его музыкальности, учитывающее его возрастные и индивидуальные особенности; — музыкальные занятия—основная форма организации обучения детей; однако обучение следует осуществлять, используя все подходящие жизненные ситуации как в детском саду, так и в семье; —содержание обучения должно соответствовать целям музыкального воспитания, обеспечивая перенесение полученных умений и навыков ребенка в повседневную жизнь детского сада и семьи; — руководство музыкальным воспитанием детей со стороны педагога должно носить характер совместной деятельности (быть рядом, вместе, а не над, сверху), в которой взрослый остается ведущим, но видит в ребенке равноправного участника, партнера.

20.04.2020



































10.04.2020
Тема: «Фоновая музыка в жизни детского сада».
Проблема координации деятельности всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей её решения не теряет своей актуальности.
Реализация диалоговых отношений в воспитательном пространстве детского сада обеспечивает детям чувство психологического комфорта, способствует созданию условий для их всестороннего развития, помогает эффективной работе всего дошкольного образовательного учреждения в целом.
Музыкальное воспитание ребёнка как важнейшая составляющая его духовного развития может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей.
музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов детского сада с целью гармоничного воздействия на личность ребёнка.
Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение детской жизнедеятельности музыкой, расширение и обогащение опыта её восприятия происходят благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. Педагоги, исследуя особенности развития музыкального восприятия, пришли к выводу: большое значение имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса.
Музыкальный репертуар для звучания фоном совместно подбирают музыкальный руководитель, воспитатель, педагог-психолог, воспитатель-методист.
Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребёнка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи образовательно-воспитательного процесса:
• создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранения здоровья детей;
• развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;
• активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;
• переключения внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;
• психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.
Педагог, включая музыку в занятия (развитие речи, математика, ручной труд, конструирование, рисование и др.), может ориентироваться на возможности активного и пассивного её восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребёнка на звучание музыки, её образно-эмоциональное содержание, средства выразительности ( мелодия, темп, ритм и др.). при пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит не громко, как бы на втором плане.
Так, на занятиях по математике с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют только звучание музыки фоном. Через активное восприятие и оценку музыкальных впечатлений на занятиях по развитию речи обогащают «словарь эмоций», в повседневной жизни активизируют оценочную лексику детей. на занятиях по ознакомлению с окружающим воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явления природы, способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащений и углублению представлений об исследуемом объекте. На занятиях по изобразительной деятельности в процессе рисования по представлению можно применять звучание фоновой музыки, а во время рисования по образцу предложить музыкальные произведения для активного восприятия. Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в рисунках, на оригинальность цветовых решений.
Звучание музыки фоном в режимные моменты (приём детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъём и др.) создаёт эмоционально комфортный климат в группе.
Взаимодействие психолога с медицинским работником поможет составить оптимальный репертуар для музыкального фона, соответствующий физиологическим особенностям детей. Психолог, учитывая особенности психического, половозрастного, индивидуального развития воспитанников, укажет на целесообразность применения того или иного музыкального фрагмента в течение дня.
Непроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на основе лучших образцов музыкальной культуры: классическая музыка несёт в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребёнку, и взрослому.
Примерный репертуар фоновой музыки.
( для детей старшего дошкольного возраста)
Релаксирующая (расслабляющая): К. Дебюсси. «Облака» ,А.П. Бородин. «Ноктюрн» из струнного квартета, К.В. Глюк. «Мелодия».
Тонизирующая (повышающая жизненный тонус, настроение) : Э. Григ. «Утро», И.С. Бах. «Шутка», И. Штраус. Вальс «Весенние голоса», П.И. Чайковский. «Времена года» ( «Подснежник»)
Активизирующая ( возбуждающая): В.А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада» ( финал), М.И. Глинка. «Камаринская», В.А. Моцарт. «Турецкое рондо», П.И. Чайковский. « Вальс цветов» ( из балета «Щелкунчик»)
Успокаивающая ( умиротворяющая): М.И. Глинка. «Жаворонок», А.К. Лядов. «Музыкальная табакерка», К. Сен-Санс. «Лебедь», Ф. Шуберт. «Серенада».
Организующая (способствующая концентрации внимания при орга низованной деятельности) И.С. Бах. «Ария»,  А. Вивальди. «Времена года» («Весна», «Лето»), С.С. Прокофьев. «Марш», Ф. Шуберт. «Музыкальный момент».
Некоторые музыкальные произведения имеют многофункциональное применение, например, музыкальные циклы П.И. Чайковского и А. Вивальди «Времена года», балет П.И. Чайковского «Щелкунчик», произведения В.А. Моцарта и др.

Музыка, развивая способность испытывать эмоции и чувства, возникающие в процессе восприятия, оказывают влияние на совершенствование эмоциональной отзывчивости детей в реальной жизни. Музыкально-эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что является важным для интеллектуального развития воспитанника. Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребёнка, музыка может являться ценной основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения.


15.03.2020







01.03.2020

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ»
В детской психологии хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Если чувство ритма не совершенно, замедляется развитие слитной речи. Слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребёнка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками, а в дальнейшем и способность к творческой самореализации.
Известный крупнейший физиолог В.М.Бехтерев доказал, что вначале на маленького ребёнка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбуждённые темпераменты и растормозить заторможенных детей.
Что же такое ритм? Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей.
Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать выразительность музыкального ритма, точно и эмоционально его воспроизводить.
Актуальным является целенаправленное развитие музыкально-ритмических способностей, которые способствуют развитию умственных способностей, психических процессов, развитию мелкой моторики, двигательной реакции, эмоциональной отзывчивости на музыку, становлению творческой личности ребёнка, что очень важно для детей дошкольного возраста.
Поставив цель работы – помочь детям активно войти в мир музыки, формировать чувство ритма у детей с нарушением речи в соответствии с современными требованиями, с использованием занимательного игрового материала определила для себя задачи:
- создать педагогически целесообразные условия в системе музыкального воспитания, обеспечивающие развитие чувства ритма у детей;
- использовать оптимальные методы и приёмы для развития чувства ритма у дошкольников;
- развивать у детей чувство ритма и метроритмические чувства, рече-двигательную координацию, навыки элементарного импровизационного движения и музицирования в процессе музыкальных игр.
Решению поставленных задач в немалой степени способствуют формы организации музыкальной деятельности. Это занятия, различные виды развлечений. Музыкальные занятия – основная форма учебного процесса, где в полной мере развиваются музыкальные способности ребёнка. Занятия вариативны в зависимости от структуры, содержания, участия всех детей.
Это музыкально-тематические, доминантные, сюжетно-игровые занятия.
Занятия строю с учётом поставленных задач, с использованием разнообразных методов и приёмов:
- наглядно-зрительный;
- слуховой;
- практический метод;
- метод интегрированного подхода.
Ритм присутствует во всех видах деятельности музыкального занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях, в ритмических играх с музыкальными инструментами.
На первом этапе было проведено педагогическое диагностирование (по методике К.В.Тарасовой «Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста»).
Обследование показало, что не у всех детей достаточно хорошо развито чувство ритма. Основная масса детей справилась только с простейшими ритмическими заданиями, а некоторым детям задания казались и вовсе непонятными. У дошкольников нет активного слухового внимания на восприятие музыки. Дети малоактивны, нет слуховой сосредоточенности, ритмический рисунок с ошибками (беспорядочный тип ритма), не способны к творческой самостоятельности, неритмично двигаются под музыку.
На основании результатов диагностических данных спланировала свою дальнейшую работу: в качестве основного средства взяла ведущий вид деятельности – музыкально-ритмический, который системно усложнятся по возрастам.
Свою работу по данной теме начала с младшего возраста. Дети третьего года жизни уже способны передавать элементарную ритмичность в основных образных и танцевальных движениях: хлопки в ладоши, одновременное топанье ногами, полуприседания, покачивания с ноги на ногу. В ходе обучения этим танцевальным движениям я использую ритмические подговорочки, подпевания, песни Ю.Селивёрстовой, М.Мельник. Это помогает детям быстрее освоить ритмический рисунок.
Подражая воспитателю, дети слушают музыку, настраиваясь на нужный ритм, обращают внимание на правильное выполнение жеста, на согласованность музыки и движения.
В работе над ритмом мне помогает использование игровых образов: «потопаем и испугаем мишку», «будем прятать руки от зайки». Эти упражнения способствуют выразительному и ритмичному выполнению движений.
Со средней группой использовала, в основном, игры с картинками и игры с игрушками. Я прошу детей поздороваться с игрушкой, пропеть и прохлопать её название. Прошу детей придумать ей имя. Детям очень нравятся речевые игры. В таких упражнениях стараюсь использовать все возможности нашей речи: различные регистры, тембр, динамику голоса, плавную и отрывистую речь, разный темп, так как это развивает интонационный слух ребёнка, способность слышать выразительность речи.
Главенствующая роль в инструментальном сопровождении по праву принадлежит «звучащим жестам», но не менее интересны они в сопровождении звуковысотных, шумовых и ударных инструментов. Игры подобраны таким образом, что дети легко переходят от простых заданий к сложным. Все задания строятся на игре и красочно подобранных иллюстрациях.
Используя ИКТ, активизирую внимание и интерес детей, что повышает результативность обучения. Использую игры с именами.
Таким примером служит вокальное упражнение «Эхо».
Педагог поёт имя ребёнка на удобном для всех звуке – дети повторяют. И так по кругу поём имена всех детей.
Педагог поёт имя ребёнка на одном звуке (Ле-на), дети поют на том же звуке, но ласково (Ле-ноч-ка), и так далее.
При использовании таких игр на занятии осуществляется коррекция внимания, памяти, слухового восприятия, моторной сферы.
Большое значение в развитии ритма у детей с нарушением речи играют координационно-подвижные игры, соединяющие речь, музыку и движение. Ценность игр заключается в том, что они дают возможность детям «играть» своим телом как первым инструментом, передающим творческую активность, развивают двигательные способности, память, чувство ритма, речевое интонирование, учат бережно относиться к партнёру во время занятий, сотрудничать.
Для развития мелкой моторики применяю пальчиковые игры. Исполнение песен, потешек, сопровождающих пальчиковую гимнастику, служит замечательным средством развития артикуляционного аппарата, развивает речедвигательную координацию рук.
Пение с движением позволяет научить регулировать дыхание, развивать продолжительность выдоха, формирует чувство ритма и темпа речи. Подбираю такой песенный материал, который можно инсценировать по ходу его исполнения.
При закреплении ранее выученной песни использую различные приёмы в игровой форме:
- песня исполняется вместе с детьми с целью закрепления текста;
- дети одновременно поют и хлопают тихонько в ладоши, отмечая хлопками ритмический рисунок;
- пение по ролям (взрослый – автор, а дети – герои, где каждый ребёнок прохлопывает свою роль);
- пение по ролям, но роль исполняют ладошками;
- вся песня от начала и до конца поётся ладошками;
- выкладывание ритма песни короткими и длинными полосками с целью закрепления ритмического рисунка.
С детьми старшей группы провожу музыкально-дидактические игры, с помощью которых знакомлю детей с длительностями, паузой. К концу учебного года дети самостоятельно выкладывали ритмические рисунки.
Самая сложная работа по развитию чувства ритма проводится в подготовительной группе. Учу детей выкладывать не только ритмические формулы, но и целые ритмические цепочки из картинок. Конечно, дети не всегда сразу справлялись с такими заданиями, поэтому старалась систематически упражнять их в этом.
Кроме этого в занятия вношу элементы элементарного музицирования. Так, например, на музыкальном занятии, которое проходило в форме сказки, дети играли в музыкальную игру «Теремок», где каждому персонажу был придуман свой ритмический рисунок.
1-е занятие
Дети озвучивают героев сказки музыкальными инструментами: мышку – погремушкой, лягушку – рубелём, зайчика – коробочкой, лисичку – арфой, волка – тарелками, медведя – барабаном.
2-е занятие
Дети озвучивали сказку только ритмом, но ритмический рисунок оправдывался характером персонажа. Изображая мышку на барабане, достаточно было поскрести по нему пальцами: зайчик – «прыгучие восьмушки», лягушка – «неповоротливые четверти», медведь – «тяжёлые шаги половинными длительностями».
3-е занятие
Музыкальная игра находила своё продолжение в подвижной игре «Теремок», где дети использовали навыки в образно-ритмических движениях, проявляли творческую активность.
Работа по развитию музыкальных способностей ведётся в тесном творческом союзе с воспитателями, инструктором по физической культуре, родителями в различных формах музыкальной деятельности: индивидуальная работа, музыкально-игровые досуги, развлечения, самостоятельная деятельность, утренники.
Понимая, что развитие музыкальных способностей зависит от грамотно организованной предметно-пространственной среды, начала работу с создания в группах, совместно с воспитателями, центров музыкального развития, где имеются шумовые и музыкальные инструменты, музыкально-дидактические игры, различные костюмы и атрибуты, портреты композиторов.
Собрана картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма, создана фонотека.
В своей работе применяю новаторские идеи и педагогические технологии следующих авторов:
Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» (занятия, игры, упражнения) (Волгоград, 2011).
Буренина А.И. «Ритмическая мозаика. Парциальная программа по развитию танцевального творчества» (СПб.: Композитор, 2000).
Емельянов В.В. «Фонопедический метод развития голоса».
Тютюнникова Т.Е. «Элементарное музицирование».
Аксанова Т.Ю. «Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР».
Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Этот удивительный ритм»
Результатом работы по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста является:
- умение создавать и передавать музыкальный, художественно-речевой и театрально-игровой образ, выразительно и эмоционально петь и двигаться, умение импровизировать;
- проявление устойчивого интереса к музыкально-ритмическим играм и танцам;
- проявление эмоционального реагирования на музыкальные и художественные произведения;
- снижение страха у детей перед неудачей.
Опрос родителей показал, что дети стали более раскрепощёнными, непосредственными, естественными. Они активны и инициативны не только на занятиях, на развлечениях и праздниках, но и в общественной жизни.
Сравнительный анализ развития чувства ритма у детей с нарушением речи за предыдущий год показывает стабильную положительную динамику. Мои воспитанники с удовольствием выступают на различных городских мероприятиях: в ежегодных конкурсах и фестивалях различного уровня.
У детей хорошо сформированы музыкально-ритмические способности, выработаны такие исполнительские качества, как уверенность в себе, умение свободно держаться на сцене.
15.02.2020
Тема: «Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей».
Самостоятельная музыкальная деятельность детей способствует развитию таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. Роль воспитателя – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада.
Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей, в группе должны быть оборудованы «музыкальные уголки», куда помещаются детские музыкальные инструменты, дидактические игры, игрушки-забавы. Которые в последствии могут быть обыграны воспитателем (мишка играет на балалайке, заяц прыгает, девочка танцует и др.) Чтобы поддерживать интерес детей к самостоятельной музыкальной деятельности, педагог 1 раз в месяц должен обновлять пособия в «музыкальном уголке», пополнять его новыми атрибутами и дидактическими играми.
Важной ролью воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей является создание проблемных ситуаций, побуждение детей к вариативным самостоятельным действиям, развитие способности применять усвоенное в новых условиях. При этом художественное оформление усиливает впечатления детей. Под влиянием радостного звучания музыки, выразительного слова, элементов костюмов у детей будут возникать яркие положительные эмоции. Все это будет побуждать их выражать свои чувства и в пении, и в танце, и в игре, а также способствовать формированию интереса к музыке и музыкальной деятельности в целом.
Создав таким образом в детском саду обстановку максимально наполненную музыкальными интонациями, воспитатель сможет пробудить интерес и любовь к музыке у детей, а также способствовать формированию и развитию самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников.
Рассмотрим различные виды музыкальной деятельности детей в группе:
1.Игра на детских музыкальных инструментах. Дети очень любят играть на металлофоне, гармошке, баяне, триоле, бубне, барабане и других инструментах, они могут исполнять попевки, ритмические рисунки, выученные на занятиях, или же придумывают и исполняют свои мелодии, проявляя творчество. Часто детей привлекает процесс освоения нового инструмента. В таких случаях они обучают друг друга: те, которые хорошо играют на этом инструменте, показывают приемы тем, кто еще не умеет играть. Такую товарищескую помощь чаще всего можно наблюдать в старших и подготовительных группах. Играя на инструментах, дети учатся различать их звучание, начинают выделять более понравившиеся, сами организовывают «оркестр», выбирают дирижера. Роль воспитателя – поощрять творческую активность детей, учить их договариваться, следить, чтобы игра не превратилась в ссору.
2.Одной из наиболее ярких форм музыкальной самостоятельной деятельности детей является музыкальная игра. Старшие дошкольники уже сами создают условия, необходимые для данной игры. Игра может иметь развернутый характер: объединяются несколько видов деятельности (исполнение на металлофоне и танец, отгадывание песни по ее мелодии и хоровод и т.д.). В других сюжетно - ролевых играх дети используют песни, соответствующие их игровым действиям. Например, играя в парад, мальчики поют «Барабан» М.Красева, барабанят и маршируют, девочки, укладывая кукол, поют песню «Баю - баю» М.Красева. Песня способствует более динамичному протеканию игры, организуют действия детей.
В этом виде самостоятельной деятельности детей воспитатель продолжает формировать у воспитанников умение договариваться (кто что будет делать), может подсказать завязку сюжета для игры, поддержать активность любого ребенка и помогает ему организовать коллективную игру.
3.Музыкально - дидактические игры, используемые в самостоятельной музыкальной деятельности развивают у ребят способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука: «Музыкальное лото», «Догадайся кто поет», «Два барабана», «Тише - громче в бубен бей», «Назови песню по картинке» и др.
Для обогащения музыкальных впечатлений детей и побуждения их к применению навыков, полученных на музыкальных занятиях воспитатель должен наполнять режимные моменты звучанием известных детям классических произведений. Например, на утренней гимнастике и во время физкультурных занятий (у малышей) воспитатель может использовать следующие произведения: во время бега и ходьбы в быстром темпе, галопе «Смелый наездник» Р.Шумана, «Клоуны» Д. Кабалевского, «Хоровод гномов» Ф. Листа, «Моя лошадка» А.Гречанинова и другие; во время легкого бега, бега врассыпную, стайкой – «Мотылек» С. Майкапара, «Бабочки» Ф. Куперена, «Веселая прогулка» Б. Чайковского; во время марша – «Шествие кузнечиков» С.Прокофьева, марш из цикла «Детская музыка». Общеразвивающие упражнения может сопровождать музыка И. Иорданского («Ладушки – ладушки»), П.И.Чайковского («Новая кукла») и другие.
На прогулке можете поиграть с детьми в игры, разученные на музыкальных занятиях: танец – игра «Медведь», упражнение «Ежик и барабан»; двигательное упражнение «Шла веселая собака», игра «Где спит рыбка?», песня «Ай, туки – туки - туки», пальчиковые речевые игры.
Также можно наполнить музыкой время утреннего приема детей и вечер, во время ухода домой. Причем музыкальные интонации в утренние часы должны отличаться от музыкальных интонаций в вечернее время. Утром - спокойная, светлая по характеру музыка. Рекомендуется использовать произведения из альбомов фортепианных пьес для детей П.И. Чайковского, А.Т. Гречанинова, Э. Грига, Р. Шумана, С.М. Майкапара и других. Это создаст атмосферу благожелательности и позитивного настроения с утра и на весь день.
Вечером же характер музыки должен быть более подвижным. Это расположит детей к проявлению двигательной активности, придумыванию образов и воплощению их в танце. Рекомендуется использовать фрагменты симфонических произведений, написанных для детей («Детская симфония» И.Гайдна, сюита для оркестра «Детские игры» Ж.Бизе и т.д.)

То роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей заключается в том, что он незаметно для ребенка побуждает его проявить активность в различных видах муз. деятельности, создавая благоприятные педагогические условия: влияние на музыкальные впечатления ребенка, развертывание деятельности детей по их инициативе. Воспитатель должен быть тактичным, стать как бы соучастником детских игр. Планируя приемы руководства, воспитатель намечает следующие моменты: что надо внести нового из оборудования для музыкальной деятельности дошкольников (инструменты, пособия, самодеятельные игрушки), в каком порядке это целесообразно сделать, за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей, какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонние ли их интересы. В более раннем возрасте воспитателю лучше применять метод объяснительно-иллюстративный. В свою очередь ребенок репродуктивно усваивает эти способы. Позже педагог должен использовать объяснительно-побуждающий метод, а ребенок подводится к самостоятельным поисковым способам действий. Метод показа и подробное объяснение применяются при обучении детей исполнению какого-либо элемента танца или певческой интонации. Хочется пожелать, чтобы дети действовали не только по прямому указанию и показу воспитателя, но и без его помощи. Если ребенок научится самостоятельно выполнять учебные задания, то он сумеет также действовать и вне занятий: организовывать музыкальные игры, по собственному желанию петь, танцевать. Повседневная работа воспитателя с детьми, знание их интересов и способностей дает возможность воспитателю выполнять задачу качественно и ответственно. Самостоятельная музыкальная деятельность в группе, являясь одним из показателей уровня развития детей, дает представление о том объеме навыков, умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с ними работы. Происходит перенос способов действий, освоенных на музыкальных занятиях, в совершенно новые условия, ситуации; ребенок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями.
03.01.2020
https://drive.google.com/open?id=1mkOd_rlqEoGN0LTTgGdIAv2reC730yMw

21.12.2019

КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Пожелания от музыкальных руководителей воспитателям о проведении занятий, утренников и в ежедневном воспитательно - образовательном процессе. Разработана под руководством Е.В. Завориной на заключительном заседании ГМО "Музыкальное воспитание". 



ПАМЯТКА «МУЗЫКАЛЬНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ – ВОСПИТАТЕЛЯМ» 

1. Все, без исключения, воспитатели должны владеть методикой музыкального воспитания для помощи музыкальному руководителю в проведении занятий, утренников, развлечений. 

2. Воспитателю необходимо обладать элементарными навыками пения, хореографии, игры на простейших музыкальных инструментах. 

3. Если педагог сомневается в своих музыкальных способностях, ему можно, и даже нужно, обратиться за помощью к музыкальному руководителю. 

4. Ведущий утренника должен досконально знать ход сценария и весь музыкальный материал. 

5. Идеи от воспитателей для написания сценариев утренников и развлечений приветствуются. 

6. Воспитатель не должен разучивать музыкальный материал для утренников, но закреплять материал с детьми в свободное время – его святая обязанность. 

7. При взаимном уважении педагогический процесс проходит, как правило, безболезненно. 

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО! 

Е.Заворина, музыкальный руководитель

02.11.2019
РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возраста группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия. Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю - оказывать помощь каждому ребенку, следить, чтобы дети не отвлекались, были внимательными, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии. В старшей и подготовительной группах детям предоставляется больше самостоятельности, но все же помощь воспитателя необходима. Он показывает движения упражнений вместе с музыкальным руководителем, исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары, осуществляет контроль за поведением детей, за качеством выполнения всего программного материала. Воспитатель должен уметь петь песни, показывать любое упражнение, игру или танец, знать музыку для слушания детского репертуара. Во время музыкальных занятий воспитатель следит за осанкой детей, произношением слов в песне, качеством усвоения материала. Роль воспитателя меняется в зависимости от содержания музыкального занятия. Если в плане занятия намечено дать новую песню, спеть ее может воспитатель, если предварительно разучит ее с музыкальным руководителем. Допускается и такой вариант: первый раз песню исполняет музыкальный руководитель, повторно - воспитатель. Музыкальный руководитель и воспитатель могут исполнить песню вдвоем. На следующем занятии воспитатель поет запев песни, а дети - припев. Воспитатель следит, всё ли дети активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, выговаривают слова. Поскольку музыкальный руководитель находится около инструмента, он не всегда способен за¬метить, кто из детей спел то или иное слово неправильно. Если занятие посвящено слушанию музыки, воспитатель может рассказать о содержании музыкальной пьесы, которую будет исполнять музыкальный руководитель, во время исполнения следить за тем, как дети воспринимают музыку. Когда дети мало высказываются по поводу услышанного, но подают реплики во время исполнения, воспитатель помогает им при анализе наводящими вопросами. При проведении музыкально-ритмических движений с детьми 3-4 лет воспитатель играет с ними, показывает плясовые и имитационные фигуры. В группах детей 4-5 лет он внимательно следит, правильно ли дети выполняют движения и кому из них надо помочь. Присутствуя на занятиях, активно участвуя в них, воспитатель не только помогает детям, но и сам усваивает материал. Необходимо, чтобы на занятиях поочередно присутствовали оба воспитателя. Зная репертуар, они могут включать те или иные песни, игры в по¬вседневную жизнь детей. Особые обязательства налагает на воспитателя отсутствие в детском саду музыкального руководителя, ибо процесс музыкального развития ни в коем случае не должен приостанавливаться. Его осуществляет воспитатель в полном соответствии с задачами и содержанием программы. Обычно музыкальные занятия в отсутствие музыкального руководителя проводятся с использованием вокальной музыки. Для этого воспитателю совершенно необязательно иметь хорошие певческие данные - достаточно обычного голоса, но песни должны исполняться интонационно и ритмически точно, выразительно. Кроме пения, воспитатель может включать в занятие хороводные пляски, слушание музыки с использованием различных народных и детских музыкальных инструментов, технических средств обучения, которые позволяют ознакомить детей с лучшими образцами русской и западной классической музыки, народным музыкальным творчеством, слушать произведения неоднократно в различном исполнении на рояле, баяне? скрипке и др. Грамзапись дает возможность не только слушать музыку, но и выполнять под нее некоторые виды упражнений (ходьба, бег, подскоки, плавный шаг), игры и пляски. Таким образом, организация работы по музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении зависит от тесного рабочего взаимодействия всего педагогического коллектива.

25.10.2019






























20.10.2019
Консультация для педагогов
"Влияние музыкальных игр на физическое развитие детей"

Здоровье ребенка - это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последние годы становится приоритетным направлением в работе ДОУ. Для полноценного развития музыкальных и физических способностей детей у нас в ДОУ созданы все необходимые условия. Музыкальный и физкультурный зал, спортивная площадка, музыкальные уголки в группах оснащены соответствующим оборудованием для проведения музыкально-оздоровительной работы.
Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием такого могучего средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, как музыка. Тем более что именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человек.
Игры с пением и музыкальным сопровождением являются одним из самых интересных и любимых видов деятельности у детей. С помощью этих игр можно не только доставлять детям радость и удовольствие, но и решать различные педагогические задачи по развитию ритмических способностей.
Игры, основанные на взаимосвязи музыки, пения и движения, улучшают осанку ребенка, координацию, вырабатывает четкость ходьбы и легкость бега. Динамика и темп музыкального произведения требуют и в движениях соответственно изменять скорость, степень напряжения, амплитуду, направление. У детей развиваются мышцы, костная система, улучшается кровообращение, регулируется дыхание.
Движения под музыку влияют на рост ребенка, благоприятно действуют на эмоциональную сферу: у детей поднимается настроение, получают радость от общения с музыкой и от движения. Музыка активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими движений, организует коллектив.
Пение – форма дыхательной гимнастики, развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь, положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, способствует восстановлению центральной нервной системы.
Музыкальные игры с пением мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.
Ритмичные и плавные движения усиливают приток крови к легким – они полнее насыщаются кислородом. Сердце работает ритмичнее, активно подавая кровь ко всем органам, доставляя кислород, питательные вещества и полнее забирая вредные продукты обмена.
Основная направленность элементов музыкальных игр с пением — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела.
Предлагаю вашему вниманию игры, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей.
Игра «Ищи» Дети стоят парами лицом к центру один за другим. Один водящий в центре круга. Те дети, которые оказываются в парах в центре круга стоят на месте. Те, что за кругом играют - прячутся за них. На слова «Ищи- Ищи» дети, которые во внешнем кругу выглядывают из-за плеча товарища, стоящего во внутреннем кругу. На проигрыш дети внешнего круга перебегают к следующему ребенку, который стоит во внутреннем круге. Водящий все те же движения делает в противоположную сторону.  Так повторяется 4 раза. На вторую часть дети внешнего круга берутся за руки, делают внутри круг и поскоками вместе с водящим двигаются по кругу. На окончание музыки дети стараются встать впереди детей внутреннего круга, кому не хватило пары, тот и водит. Игра повторяется сначала с детьми, которые не играли. Вначале надо научить детей игре без музыки перебегать к другим детям, потом уже под музыку.
Благодаря использованию игр с пением и движением у детей происходит:
- улучшение памяти, внимания, мышления;
- повышение способности к произвольному контролю;
- улучшение общего эмоционального состояния;
- повышается работоспособность, уверенность в себе;
- стимулируются двигательные функции;
- снижает утомляемость;
- улучшаются пространственные представления;
- развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;
- стимулируется речевая функция;
Игра – танец «На носок»
Способствуют развитию чувства ритма, упорядочивают темп и ритм, снижают общую скованность, напряжение, формируют пластичность движений, умение владеть своим телом, оказывает общее физическое оздоровление и коррекцию нарушений в двигательной сфере.
Игра «Соседи»                                                                                                                               
Повышает эмоциональный фон, помогает ребенку раскрепоститься, создает комфортную эмоциональную среду, снимает напряжение, тревогу.Данные игры оказывают положительное воздействие на психическое и физическое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.
08.09.2019








01.09.2019







24.08.2019
Консультация "Формы работы с воспитателями"
10.08.2019






05.08.2019













01.07.2019
Праздничные утренники Консультация музыкального руководителя для педагогов. Праздничные утренники занимают особое место в системе эстетического воспитания в детском саду. Они соединяют в себе как средства воздействия различные виды искусства и художественной деятельности. В детском саду проводят следующие праздники: "Осенины", День матери, праздник новогодней елки, День защитника Отечества, Масленица, 8 Марта, выпускной бал. В основе каждого утренника лежит главная идея, которая должна быть понята детьми, а значит, должна быть преподнесена им в простой, доступной форме. Этому способствует объединение на праздниках различных видов искусства, формирующих у ребенка нравственно-эстетические чувства. Праздники должны доставлять детям радость и давать возможность каждому участнику проявить свои художественные способности, эмоциональную восприимчивость, творческую активность. Предпраздничная обстановка, подготовка к предстоящему торжеству в стране, в детском саду, каждой семье вызывают у ребят радостное ожидание этого события. Особый праздничный подъем обостряет чувства детей, они по-иному, чем на обычных занятиях, проникаются содержанием исполняемых песен, стихотворений, танцев. Поэтому на праздничных утренниках осуществляется одновременно эстетическое и нравственное воспитание детей. Забавные зрелища, занимательные игры-драматизации вызывают чувство удовольствия, игры-аттракционы - смех и веселье. Правда, радость и веселье детей на празднике не всегда бывают связаны с проявлением эстетических эмоций. Подлинно эстетические эмоции (в тех первоначальных формах, в каких они могут проявляться у детей) возникают лишь при достаточно высоком художественном уровне всего, что воспринимает ребенок на празднике, и хорошем качестве детского исполнения. Ребенок может почувствовать выразительность мелодии песни, поэтичность стихотворения, воспринять образность движений в игре, танце. Как же нужно организовать праздничный утренник, чтобы он способствовал эстетическому воспитанию детей? В практике детских садов сформировались определенные художественно-педагогические требования к проведению праздничных утренников, где главным является такое соединение различных видов искусства, которое, усиливая воздействие их друг на друга, позволило бы полнее донести до детей основную идею праздника. Большое значение придается художественному оформлению, отражающему тематику утренника и время года, в которое он проводится. Оформление каждого детского выступления должно соответствовать его содержанию. Это проявляется в удачном подборе тонов, правильном их сочетании в атрибутах, настенном оформлении, деталях костюмов, в выразительности движений детей в народных танцах. Много ярких впечатлений приносит веселый зимний праздник елки. И красочно убранная, светящаяся разноцветными огнями елка, и оформление зала (многочисленные гирлянды, снежинки, серебряный дождь, зимний лес и домик Снегурочки, забавные персонажи на стенах) - все это обогащает детей новыми представлениями. Дети замечают, как красивы на синем фоне нежные узоры снежинок, как сказочно выглядит зимний лес, как красиво светится в полумраке елка. Летний праздник совершенно особый. Ребята прощаются с детским садом, вспоминают любимые песни, пляски, игры. Формируя вкус детей, необходимо хорошо продумывать цельность всего оформления, выразительность деталей, правильный их отбор пo количеству, не допуская перенасыщения, чтобы внимание детей привлекали главные детали, подчеркивающие идею праздника. Роль поэтического текста и слова заключается в том, что они наиболее полно и конкретно доносят до ребенка содержание праздника, объединяют отдельные части сценария, разъясняют их смысл и значение. Читая стихи, дети выражают свое отношение к различным событиям, проявляют способности к собственному выразительному исполнению произведений. Большой интерес вызывают у детей игры-инсценировки. Они дают возможность по-своему передать характерные особенности образа, порученной роли. Ведущее место на празднике занимает музыкальное искусство. Под звуки торжественного марша дети входят в зал, выполняют перестроения, напоминающие праздничное шествие, поют, играют и танцуют. Музыка сопровождает игры-инсценировки, объединяет детей в едином переживании, создает смену настроений. Музыкальные и литературные произведения, используемые на утреннике, должны быть высокохудожественными. Творческое отношение к работе часто вызывает у педагогов желание брать дополнительный материал, помимо основного, рекомендуемого программой, здесь необходимо очень внимательно относиться к качеству произведений при подборе репертуара. Высокие требования предъявляются и к речи ведущего на празднике. Тщательно продуманные доступные по содержанию слова, обращенные к детям, выразительная интонация - все это средства эстетического воздействия на детей. В сценарий часто включаются зрелищные и сюрпризные номера которые проходят весело, непринужденно, перемежаясь играми и аттракционами. Однако они также должны быть хорошо продуманы, выразительно исполнены, со вкусом оформлены. Деятельность детей на празднике разнообразна. Они принимают участие в торжественном шествии, праздничной перекличке, выступают с плясками, стихами, песнями определенной тематики которые могут быть представлены как концертные номера. Если говорить о деятельности детей на утренниках с точки зрения задач эстетического воспитания, то следует остановиться на выразительности их исполнения. Выразительность достигается на основе приобретения ребенком необходимых навыков к разным видам художественной деятельности, в результате появившегося у него умения передать определенное настроение, свое отношение к содержанию песни, стихотворения, которое он исполняет. В пении выразительность достигается точным исполнением мелодии чистым, слаженным звучанием; при чтении стихов - разнообразием интонаций, хорошей дикцией; в пляске - соответствием движений характеру музыки, форме музыкального произведения. Качество детского исполнения во многом зависит от доступности музыкально-литературного репертуара и соответствия его возрастным возможностям дошкольников. Только в этом случае оно будет свободным, естественным, доставит им удовольствие. Поэтому нельзя увлекаться сложным материалом, так как разучивание его отнимет много времени, потребует от детей большой сосредоточенности внимания, а это вызовет напряженность, снизит эстетическую значимость исполнения. Эстетическое воспитание предполагает развитие художественно-творческих способностей. На празднике могут иметь место придуманные ребятами танцы и игры, а также их импровизации. При этом необходим индивидуальный подход к детям с учетом уровня их художественных способностей. В группе всегда есть дети, которые быстрее других усваивают программный материал, и дальнейшее их развитие требует использования более сложных произведений. На утреннике и предоставляется возможность поручить им самые ответственные роли, разучить с ними более трудный материал, который поможет им полнее проявить свои способности. Желательно с каждым ребенком подготовить выступление в соответствии с его способностями, которое доставит ему удовольствие. Это может быть не только участие в массовых играх, танцах, пении, но и индивидуальные выступления в составе небольшой группы детей: поочередное чтение стихотворения, несложная роль в театрализованном представлении, исполнение на металлофоне простой песенки и т. д. Праздничный утренник обогащает детей разнообразными художественными впечатлениями. В зависимости от возраста ребенок по-разному выражает свое отношение к ним. Малыши радуются флажкам, воздушным шарам, находящимся у них в руках, и почти не обращают внимания на окружающую обстановку. Поэтому к оформлению зала необходимо специально привлекать их внимание. Педагог рассматривает с детьми убранство комнаты, показывая наиболее яркие, понятные им детали. В зале при большом количестве гостей дети (особенно в начале праздника) сдержанны. Они с интересом смотрят вокруг, но особенно активно своих чувств не выражают. Веселая музыка, движения с цветными платочками, флажками, погремушками вызывают у ребенка улыбку, желание двигаться. Однако слишком много ярких впечатлений иногда вызывает у детей заторможенность. Педагог своим вниманием, ласковым тоном ободряет малыша, создает радостное настроение, приглашает петь и играть на празднике. Дети постарше сами замечают красочные детали оформления, воспринимают его в целом. Выразительность исполнения, вызывая у них чувство восхищения, отражается на их лицах. Они более самостоятельны в своих действиях, знают и помнят, как надо стать на пляску, сами занимают свои места. Обычно большое оживление и восхищение вызывают у них внешнее оформление номера, световые эффекты, яркие костюмы персонажей. Здесь чувства детей выражаются бурно и непосредственно в веселом смехе, репликах, аплодисментах. Хорошая подготовка, продуманный сценарий, четкая организация - все это определяет поведение и настроение каждого ребенка на празднике, эффективность воздействия различных видов искусства. Дети должны быть радостными, веселыми, держаться свободно и непринужденно. Однако не следует допускать безудержного веселья, которое слишком возбуждает детей. Праздничные сценарии не надо перегружать большим количеством номеров. Материал лучше распределить так, чтобы правильно чередовались деятельность и отдых. Например, после общих хороводов вокруг елки можно дать инсценировку или индивидуальные выступления. Для того чтобы праздник был эффективной формой организации художественной деятельности детей, необходимо вести с ними повседневную систематическую работу, развивая их способности, вкус, творческую активность в музыкальной, художественно-речевой, изобразительной деятельности, обеспечивая приобретение ими определенных навыков. Воспитателям следует помнить, что праздничный утренник - это прежде всего радость для детей. Это источник впечатлений, которые ребенок может сохранить надолго. Это сильное средство формирования нравственно-эстетических чувств.

13.06.2019

05.06.2019






20.05.2019

Роль воспитателей, музыкальных руководителей, родителей в организации музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Придавая большое значение личности педагога, его руководящей роли в воспитательно-образовательном процессе, Н.А. Метлов возлагал большие надежды на его активное участие в работе по музыкально-эстетическому воспитанию детей. Степень активности воспитателя он ставил в зависимость не только от природных данных (слух, голос, пластика движений) и профессиональной подготовки, получаемой в педагогическом колледже или на курсах, но главным образом от согласованности в работе воспитателя и музыкального руководителя, от их взаимной заинтересованности в успешном музыкальном воспитании детей. Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду, - следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально-педагогического процесса. Наличие в детском саду двух педагогов – музыкального руководителя и воспитателя, к сожалению, не всегда приводит к желаемым результатам. Тут имеют место две крайности. Одна, когда всё музыкальное воспитание сводится только к проведению музыкальных занятий. Воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей. В таком случае музыкальное воспитание не является органической частью всей жизни детей: пляски, музыкальная игра не входит в быт ребёнка. Воспитатель недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, не проявляет сам интереса к нему и не умеет вызвать интереса у детей. Существует и другое противоположное явление, когда музыкальный руководитель выступает только аккомпаниатором, не принимает непосредственного участия в проведении музыкальных занятий, не следит за тем как воспитатель и дети выполняют песни, пляску, движения. Такое распределение ролей возможно лишь в том случае, когда воспитатель музыкален, методически подготовлен, владеет музыкальным инструментом. Воспитатель, любящий музыку, использует ТСО, поёт детям, прививает им навыки слушания музыкальных произведений, вовлекает в пение, в игры, организует развлечения и концерты. Практика показывает, что в такие моменты создаётся особое настроение, эмоционально сближающее детей и педагога, возникает непринуждённая, задушевная беседа, непосредственные высказывания детьми новых мыслей, впечатлений, желаний, возникает общность переживаний детского коллектива, укрепляются дружеские чувства. Понимая воспитательную силу музыки, педагог, заботиться о создании условий для её постоянного использования в жизни группы. Он организует для детей не только концерты и развлечения, а но и различные дружеские встречи –дни рождения, проводы в школу, встречи с бывшими воспитанниками детского сада, планирует слушание музыки по радио, телевидению, ДВД, создаёт в группе музыкальный уголок и организует и поддерживает возникающие по инициативе детей песни, игры. Хороводы. Вводит пение и музыку на утренней гимнастике и физкультурных занятиях, предварительно согласовав это с музыкальным руководителем. Чтобы квалифицированно направлять в группе музыкальную деятельность детей, воспитатель систематически работает с музыкальным руководителем: разучивает музыкальное произведения. Совершенствует собственное исполнение детского репертуара, консультируется в музыкальным руководителем по вопросам методики проведения концертов, подготавливает музыку или привлекает к этому взрослых (сотрудников, родителей), отбирает вместе с музыкальным руководителем материал для развлечений. Владея музыкальным репертуаром и методикой, воспитатель постоянно помогает музыканту-специалисту организовать работу вне музыкальных занятий в соответствии с задачами и особенностями её проведения в условиях данной группы. Молодые воспитатели со средним педагогическим образованием, окончившие педколледж владеют детским программным репертуаром: они поют. Хорошо двигаются, т. е. достаточно подготовлены для участия в музыкальном воспитании детей. Поэтому обязанностью музыкального руководителя является организация дальнейшего повышения их музыкальной квалификации и качества исполнения музыкального детского репертуара (в условиях конкретной работы с детьми данной возрастной группы), использования музыки в повседневной жизни детей. Для этого музыкальный руководитель регулярно работает с воспитателями, помогая им в руководстве музыкальной жизнью детей. В целях поддержания работы на определённом эстетическом уровне, но и в то же время тактично контролирует их. Таким образом, под руководством музыкального руководителя и воспитателя дети приучаются к общению с музыкой. Основная роль воспитателя в руководстве музыкальной деятельностью детей – это соучастие в ней и к этой работе необходимо относиться творчески. Необычен детский мир! Мир действительности и мир фантазий ребёнка почти равнозначны. Как важно, чтобы взрослые помогали детям реально воспринимать действительность и в то же время не разрушали их чудесный, вымышленный мир! Семья – это маленький коллектив, который может помочь ребёнку войти в мир музыки, оказать определённое воспитательное воздействие. Время, проведённое с детьми, совместные праздники, развлечения, игры способствуют созданию гармонической личности маленького человека. Успех в деле музыкального воспитания будет зависеть от педагогического такта самих родителей и от их знаний. Которые они смогут при обрести в тесном контакте с воспитателем, музыкальным руководителем детского сада. Главной задачей музыкального развития детей является формирование эмоциональной сферы, приобщение маленького слушателя к истокам музыкальной культуры. Решение этой задачи предполагает соучастие в организации музыкальной деятельности детей музыкального руководителя, воспитателя и родителей. 
Задачи, стоящие перед музыкальными руководителями:
 1. Проведение музыкальных занятий разного типа: традиционных, доминантных, комплексных, развивающих. 
2. обогащение внутреннего мира чувств, нравственных качеств детей яркими музыкальными впечатлениями. Воспитание доброжелательных отношений в процессе видов музыкальной деятельности.
 3. Развитие эмоционального компонента восприятия музыки во всех видах детской музыкальной деятельности: слушание – восприятие, певческой, музыкально-ритмической, музицировании на инструментах. 
4. Формирование умений и навыков по всем видам музыкальной деятельности.
 5. Работа над формированием музыкального мышления детей, над усвоением теоретических понятий о музыке как виде искусства. 
6. Стимулирование творческих проявлений детей, формирование способов творческой активности. 
7. Проведение занятий – практикумов с воспитателями и консультаций для воспитателей и родителей по проблемам музыкального развития ребёнка.
 Задачи, стоящие перед воспитателями: 
1. Использование музыки на прогулке, других занятиях, в самостоятельной деятельности, развлечениях.
 2. Формирование эмоционально-положительной установки к занятиям музыкой.
 3. Выявление и формирование музыкальных интересов детей, расширение музыкальных представлений. 
4. Закрепление умений и навыков, полученных на занятиях. 
5. Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей в группе. Создание музыкальной зоны для музицирования. 
6. Участие в занятиях-практикумах с целью совершенствования собственных музыкальных умений и навыков. 
Задачи, стоящие перед родителями:
 1. Беседы с детьми о впечатлениях полученных на занятиях. 
2. Поддержка интереса к музыке и музыкальной деятельности. 
3. Совместные экскурсии с детьми в театр, на концерты. 
4. Организация условий для элементарного музицирования.
 5. Подбор домашней фонотеки, прослушивание грамзаписей с последующим обсуждением. 
6. Участие в мероприятиях педагогического учреждения по проблемам музыкального развития ребёнка.
01.05.2019








1 комментарий:

  1. Мое свидетельство Привет всем. Я здесь, чтобы засвидетельствовать, как я получил свой кредит от мистера Бенджамина после того, как я несколько раз обращался к различным кредиторам, которые обещали помочь, но они никогда не давали мне кредит. Пока мой друг не представил меня мистеру Бенджамину Ли, он пообещал мне помочь, и он действительно сделал то, что обещал, без каких-либо задержек. Я никогда не думал, что есть надежные кредиторы, пока я не встретил мистера Бенджамина Ли, который действительно помог с кредит и изменил мою веру. Я не знаю, нужен ли вам каким-либо образом подлинный и срочный заем, будьте свободны связаться с г-ном Бенджамином через WhatsApp + 1-989-394-3740 и его электронную почту: lfdsloans@outlook.com спасибо.

    ОтветитьУдалить